В декабре 2019г на страницах журнала ЖКХ вышла статья «По капле. Как поднять имидж профессии».
«Новое поколение выбирает…», «Вливайся», «Имидж ничто, жажда все» — громкие рекламные слоганы шипучих напитков навязчиво преследуют даже тех, кто далеко не в восторге от их вкуса. А вот чистая питьевая вода, оставаясь символом жизни, скромно остается в стороне от этого шумного пафоса. Но ГУКПП «Гродноводоканал» решили исправить вопиющую несправедливость и воспитать у потребителя принципиально новое отношение к одному из самых ценных природных ресурсов.
Сказка о были. Первые страницы
Суть идеи состоит не в обычной пропаганде энергоэффективности и призывах к экономии. Слова имеют вес, когда подтверждаются незыблемым авторитетом того, кто их произносит. А авторитет зарабатывается не только на производственных объектах. В 2016 г. в административном здании предприятия открылся информационно-образовательный центр, где собраны интересные факты истории, а с помощью компьютерных технологий показан весь сложный путь воды от артезианских скважин до потребителя, а далее – процесс очистки канализационных стоков. Во время экскурсий посетители могут ознакомиться с показателями качества питьевой воды. Эти данные также можно увидеть в свободном доступе на сайте организации. Уверенность в результатах своего труда и полная открытость перед потребителем стали основой информационно-воспитательной работы. Но это был лишь первый шаг к масштабной кампании по формированию имиджа.
— Предприятие должно иметь свой бренд — емкий, узнаваемый, легкий для восприятия, — рассказывает заместитель директора ГУКПП «Гродноводоканал» по идеологической работе Елена Булавко. — Поскольку наиболее благодарной аудиторией являются дети, к ним мы и решили обратиться за помощью в поисках такого символа. В летнем лагере провели конкурс рисунков на тему воды. Интересных работ было много, победителей наградили, но нужный образ так и не нашли. Стало понятно, что без профессионалов не обойтись. Обратились к маркетологам, но их услуги оказались уж слишком дорогими. И тогда возникла другая идея. С юными гражданами лучше разговаривать на понятном для них языке сказочных персонажей, и красочно оформленная книга станет для них первым пособием по экономному отношению к природным ресурсам.
Руководство водоканала связалось с Союзом белорусских писателей, где были получены контакты автора книг для детей, по счастливой случайности уроженки Гродно. Анна Скаржинская-Савицкая заинтересовалась предложением коммунальников, и на время полностью окунулась в атмосферу производства, ей показали все объекты водоснабжения и водоотведения: водозаборы, станции обезжелезивания, повысительные насосные станции, химико-физические лаборатории и др. Под впечатлением увиденного писательница начала работать над текстом. Директор ГУКПП «Гродноводоканал» Игорь Юзвяк и начальник центральной лаборатории Ольга Далькевич выступали в роли консультантов, направляя творческие фантазии в нужное русло. Произведение оттачивалось до мелочей, и в результате долгих обсуждений и споров родилась сказка «О волшебном путешествии в мир воды», главными героями которой стали мальчик Даник, Водознайка и Капелька.
Художник Николай Пантюхов настолько живо изобразил придуманных персонажей, что сам собой решился вопрос и с символом предприятия. Капелька идеально подходила на роль бренда. С этого момента для гродненской детворы началось реальное путешествие в мир воды.
Резонанс вдохновения
25 августа 2018 г. состоялась презентация книги, и впервые на публике появилась ростовая кукла Капелька. Ее по заказу коммунальников изготовили в Минске. Мероприятие сопровождалось концертом, увлекательными конкурсами, раздачей сувениров и, конечно, вручением юным читателям книги с автографами автора. Тогда же впервые прозвучал и броский девиз «Чистая вода в каждый дом!».
Событие вызвало в городе такой резонанс, что без продолжения обойтись просто не могло. Детский сад № 85 с экологическим уклоном, вдохновившись сюжетом сказки, взялся за театрально-познавательную постановку «В гостях у Чистой Капельки». Юные артисты при поддержке водоканала начали гастроли по всему городу. С декабря 2018 г. пьесу в стихах увидели воспитанники около двух десятков детских садов. Представления сопровождались раздачей сувениров с изображением главной героини произведения и нового бренда предприятия. Коммунальники проявили завидную изобретательность при заказе фирменной продукции: настенные и карманные календари, фликеры, закладки для книг, воздушные шарики, блокноты, открытки, расписания занятий, флажки, ручки и даже настольная игра. Вместе с привлекательными презентами раздаются также листовки с информацией о качестве питьевой воды, памятки о правилах пользования канализацией и другие информационные материалы.
Обязательным гостем на всех театральных представлениях, а также на массовых городских мероприятиях, стала и ростовая кукла Капелька, которую теперь узнают и просто забрасывают просьбами сфотографироваться вместе на память. Экзотический костюм сотрудники водоканала примеряют по очереди, постигая азы общения с юными потребителями.
На праздновании Дня города в сентябре 2019 г. Капельку уже встречали овациями не только дети, но и взрослые жители Гродно. Возле фотозоны в ожидании совместного кадра собралась очередь. В центре внимания были сразу несколько площадок, организованных сотрудниками водоканала для развлечений с познавательным уклоном. Возле бочки с питьевой водой сотрудники лаборатории прямо на глазах у многочисленных свидетелей делали анализ качественных показателей и раздавали результаты, каждый желающий мог утолить жажду и убедиться в объективности исследований.
Для детей устроили аттракцион по поиску разбросанных в траве металлических колец с помощью металлоискателя. Но наибольший интерес у юных исследователей вызвало телеинспекционное оборудование для исследования сетей. Для демонстрации его возможностей привезли шестиметровую трубу, внутри которой разбросали игрушки. И дети по очереди с помощью пульта управляли тележкой с камерой, следя за ее движением на мониторе. Каждая найденная вещь вызывала настоящий восторг. В процессе игры сотрудники участка инженерной подготовки сетей объясняли, для чего нужны такие наблюдения, и какая еще техника применяется в производстве.
Воспитание гордости
Понятно, что после подобных мероприятий выросло желание подробнее познакомиться с деятельностью предприятия. За последний год на производственной базе водоканала побывали более 50 экскурсий, в каждой из которых в среднем принимали участие около 20 воспитанников детских садов и школ. Гостей уже традиционно встречает Капелька, раздавая сувениры и задавая тон всему мероприятию. Ребята посещают информационно-образовательный центр, диспетчерскую, музей лабораторного оборудования, созданный усилиями Ольги Далькевич, и другие объекты.
Если учесть, что дети охотно делятся своими впечатлениями дома, то можно предположить, что за это непродолжительное время более 3 тыс. человек узнали о секретах сложнейшего производства. Всевидящие экраны мониторов в диспетчерской, мощная каналопромывочная машина, современные программно-расчетные комплексы, сложные лабиринты коммуникаций, собранные в единую базу данных при помощи геоинформационных систем — представление о воде меняется кардинально после знакомства с уникальными объектами и удивительной историей. Это вам не обыкновенный смеситель на кухне или в ванной, не одинокий сантехник с набором гаечных ключей. Это целый мир удивительных и неизвестных технологий, ориентироваться в котором можно только, обладая глубокими знаниями и профессиональным опытом.
Коммунальники постепенно расширяют диапазон просветительской деятельности и возрастные рамки аудитории. Уже разработана игровая программа для учащихся 5-6 классов, минувшим летом на базе предприятия впервые проходил практику студенческий отряд.
— Целью информационно-воспитательной кампании является не просто повышение коммунальной грамотности населения, а воспитание уважения к нашей профессии, — говорит директор ГУКПП «Гродноводоканал» Игорь Юзвяк. — Люди с трепетом относятся к хлебу, потому что им издавна рассказывали о нелегком труде хлебороба. Но ведь чистая питьевая вода дается ничуть не легче, и ее доставка в дома требует не меньшего профессионализма. Когда потребитель усвоит эту истину, ему не нужно будет объяснять, что такое экономия и откуда берутся тарифы. Капелька должна стать таким же символом благосостояния, как и хлебный колос, а человек в спецовке водоканала таким же положительным персонажем, как усталый после трудового дня комбайнер. Имидж отрасли зависит от нас самих, и нужно уметь не только хорошо работать, но и гордиться результатами своего труда.
Автор статьи: Виктор Кислый / Живи Как Хозяин (декабрь 2019г.)
|