Алтуховское наследие
Во втором и третьем по населению городах дореволюционной Беларуси — Витебске и Гродно — водопроводное хозяйство принадлежит частным компаниям.
Переговоры о получении концессии на сооружение и эксплуатацию водопровода в Гродно начинают в 1874 году владелец флорентийского имения Гальчето и угодий в Пензенской губернии князь Дмитрий Друцкий-Соколинский и примкнувшие к нему чиновник Александр Гиппус и купец из финского Фридрихсгама (совр. Хамина) Адольф Кноп. Городская дума находит основания, чтобы выдать этой компании концессию на 50 лет (до мая 1926 года) на устройство и содержание городского водопровода. В течение 1875−1876 годов нанятые концессионерами инженеры занимаются прокладкой сетей, строительством водоразборных колонок, насосной станции и прочей инфраструктуры и в феврале1876 года подают первую воду из Немана в водопровод. Проект водоснабжения Гродно разрабатывает и воплощает в жизнь российский инженер Карл Дилль. Устройство водопровода обходится акционерам в более чем полмиллиона рублей.
В мае 1877 года регистрируется «Гродненское общество водоснабжения». Его капитал составляет 500 тыс. рублей, правление размещается в Гродно. Из 8 построенных в городе колонок оно отпускает горожанам неманскую воду в ведра или бочки по фиксированной цене. В Гродно такого нет, но во многих городах Российской империи для оплаты используются специальные водопроводные жетоны или талоны. Они продаются горожанам в городских управах.
Примерно до 1890 года меняется состав акционеров «Гродненского общества водоснабжения». Общество и ее концессия переходят в собственность группы инвесторов в главе с главным водопроводчиком Российской империи Михаилом Алтуховым. В конце XIX — начале XX веков с участием Михаила Алтухова построено около двух десятков водопроводов, в четырех из них этот уроженец Орловской губернии и выпускник Технологического института в С.-Петербурге участвует своим капиталом. По проектам Михаила Алтухова строится водопровод в Царском Селе, его фамилия значится в числе главных изыскателей при сооружении водопроводов в С.-Петербурге, Москве, Белостоке, Двинске, Елисаветграде, Калуге, Новгороде, Феодосии, Керчи, Сызрани, Туле, Вологде. Михаил Алтухов является одним из ключевых акционеров «Акционерного общества Белостокского водопровода», «Акционерного общества Двинского водопровода», «Общества Астраханских водопроводов», участвует в капитале «Общества Петро-Марьевских и Варварпольских каменноугольных копей». С 1903 по 1916 годы он возглавляет правление «Гродненского общества водоснабжения».
Партнерами Михаила Алтухова по гродненскому бизнесу становятся питерские бизнесмены П. Хесин, Леон Варшавский, Михаил Гингер. Леон Варшавский, например, сын известного железнодорожного предпринимателя Абрама Варшавского, построившего в 1871 году на территории белорусских губерний Московско-Брестскую железную дорогу. В 1910-х годах в делах гродненского и других предприятий отцу помогает Владимир Алтухов.
 Акции «Гродненского общества водоснабжения» выводятся на С.-Петербургскую биржу. В предвоенную пору дивиденды растут — в пределах 8−10 рублей на акцию. Война на время лишает Михаила Алтухова большей части его имущества — водопроводы в Гродно и Белостоке оказываются на занятых кайзеровскими войсками территориях Российской империи. Послевоенное переустройство мира избавит его бизнесы от большевистской национализации. Но не от польской. Гродненский водопровод, несмотря на то, что концессионный договор действует до 1926 года, по заключению специальной комиссии признается негодным к дальнейшей эксплуатации и в 1920 году становится собственностью городских властей. Получит ли семейство Алтуховых, сумевшее покинуть страну Советов, компенсацию, неизвестно.
Алтухов-старший поселится в Латвии, на территории которой в Даугавпилсе (бывшем Двинске) продолжает функционировать построенный им водопровод. В списках захоронений Рижского Покровского кладбища значится, что бизнесмен скончался в 1935 году. Причем, по некоторым данным, он умрет в Петрограде. За несколько лет до этого, в 1928 году, городская дума Даугавпилса за 334 115 лат выкупит у него водопровод. В 1930-е годы польские власти начнут подготовку к выкупу другого актива бизнесмена — водопровода в Белостоке, которым руководит его сын Владимир. Но процесс оценки затянется, и проблему в конце 1939 года по старой привычке легко решат советские власти — предприятие будет национализировано.
|